|
Страх и щенок. Предупреждение страховВ поведении, связанном со страхом, необычайно важную роль имеет раннее развитие щенка – наравне с генами, здесь особое место занимают воспитание и социализация. Как мы говорили в статье Эмоции собак: Страх, пугливость – это не катастрофа, нормальный уровень пугливости очень даже полезное свойство. Серьезные неудобства владельцам доставляет скорее чрезмерно пугливая собака, экстремально пугливая. Пугливость плохо сочетается с некоторыми другими генетически обусловленными или индивидуальными чертами, что может вести к развитию агрессивности. Например, чрезмерно пугливая собака, склонная в то же время защищать территорию, может с легкостью применить свои зубы, чтобы покусать входящего гостя. Наверное, последнее, что можно пожелать – это иметь собаку, воспринимающую всякий новый объект как что-то угрожающее и оказывающую ему активное сопротивление. Очень большое количество щенков рождается от пугливых родителей. Поэтому очень важно, чтобы щенок был взят от надежного и ответственного заводчика, который обращает внимание на такие качества. Но не забывайте, что пугливый щенок может родиться и у относительно отважных родителей, родители которых в свою очередь были пугливыми. Помните, что пугливость – «традиционный» признак, который может наличествовать в генофонде, пусть и витая где-то на заднем плане. Конечно, покупая щенка, мы далеко не всегда имеем возможность изучить родителей, «бабушек-дедушек», «тетей и дядей» нашего щенка. Информацию о степени пугливости родителей невозможно получить, если родители всю жизнь провели в вольере - в этом случае нельзя понять, как собаки справляются с чем-то новым и необычным. Но это одна из причин, почему важно остерегаться покупать щенка на «щенячьих фабриках», владельцы которых продают миллионы собак ничего не подозревающим людям, при этом не заботясь ни о наследственности, которую родители передадут малышу, ни, тем более, о людях, в чью семью попадет такая собака. Вместе с тем, не нужно обольщаться также и по поводу того, что в щенячьем возрасте можно уверенно распознать те качества, которые проявятся в собаке, когда она повзрослеет. Можно делать более-менее достоверные прогнозы, однако никто, даже самый опытный и ответственный заводчик, не в состоянии сказать на 100%, каким вырастет щенок. Сравнительно недавние исследования показали, что пугливость является тем свойством, которое можно предсказать щенячьими тестами на «темперамент» при условии их проведения в возрасте двенадцати недель (в отличие от обычного для таких тестов возраста в семь или восемь недель). Кроме того, эти исследования показали также, что наиболее точные прогнозы могут быть получены в возрасте шести месяцев, подтверждая тем самым то, что унаследованные черты не обязательно проявляются в первые месяцы жизни. Период раннего развития оказывает глубокое воздействие на ту степень боязливости собаки, с которой она реагирует на окружающий мир. И заводчики, и покупатели щенков могут стать обладателями намного более счастливых собак, если не будут забывать о важности социализации. Роль заводчиков в этом деле весьма важна, ибо основной чувствительный период социализации начинается в возрасте трех недель и заканчивается на двенадцатой неделе жизни щенка. Хорошие заводчики приглашают в это время множество гостей для контакта со щенками. Хорошие хозяева поступают точно так же, беря малышей с собой на встречи с людьми и воспитанными здоровыми собаками всевозможных пород и возрастов, не забывая при этом следить за тем, чтобы такие контакты доставляли радость каждой из сторон. Эффективная социализация создает положительный опыт, позволяя щенкам чувствовать себя комфортно среди самых разных людей и собак, а также понять, что незнакомцы, сколько бы лап у них ни было, не представляют собой персонажей из ночного кошмара. При этом чрезвычайно важно понимать, что социализация – это череда положительных опытов, и она не имеет ничего общего с бросанием щенка в пучину социальных отношений и ожиданием, что он непременно научится в них плавать. Такой подход ведет вероятнее к возникновению проблем, чем к их решению. Например, не стоит брать с собой маленького щенка на шумное народное гуляние, тащить его через толпу и верить, что это как раз то, что нужно для его социализации. Окруженный ордами взрослых людей, полчищами кричащих детей, которые тянут к нему руки, оглушенный грохотом музыки, бедный щенок будет потрясен. И он будет учиться - да, учиться смертельно бояться людей. Вследствие неверного понимания того, что такое нормальная здоровая социализация, непреднамеренно травмируется большое количество щенков. Вместо постепенного знакомства с разнообразными вариантами окружающей среды, щенок, оказываясь в пугающих, непонятных условиях, в конечном счете получает травму, а хозяева – проблемы поведения. Возьмем, к примеру, вполне возможный случай неудачного знакомства щенка со взрослой собакой (особенно, если взрослая собака нанесла щенку физическое повреждение). Щенок может после этого случая радостно общаться с людьми – знакомыми и незнакомыми, однако заботливый хозяин должен обеспокоиться по поводу реакции щенка на других собак в будущем. Поэтому надо постараться создать малышу положительный опыт. Постарайтесь «встретить» щенка со взрослой спокойной и дружелюбной собакой. Особенно хорошо, если это окажется хорошо тренированная собака. Следите за реакцией щенка. Если при виде взрослой собаки он распластается, забьется к вам под ноги, а его глаза станут как блюдца – это верный признак того, что щенок сильно боится. Самое худшее, что можно сделать в этом случае – позволить взрослой собаке подойти к щенку (особенно, если встреча происходит в комнате, т.к. щенок может почувствовать себя загнанным в ловушку). Пусть взрослая собака ляжет в стороне и просто лежит. Когда щенок почувствует себя спокойнее рядом с «базой», он, скорее всего, поначалу завороженно уставится на взрослую собаку, а потом будет пытаться осторожно приблизиться, обнюхать хвост собаки, периодически улепетывая к своему «гаранту безопасности». Не нужно вмешиваться в этот процесс. Постепенно малыш будет двигаться все увереннее, и когда он, наконец, осмелится подойти к голове лежащей собаки, обнюхает ее морду, виляя своим маленьким хвостиком, и опять весело побежит к вам - можете себя поздравить. В данном случае, вместо того, чтобы подкрепить свои страхи, щенок был в безопасном месте, куда он мог убежать в случае опасности, и он не столкнулся ни с чем, что было недоступно его пониманию. Это и есть тот самый опыт, который позволяет генетически пугливым малышам стать нормальными взрослыми собаками. Здоровый период развития означает лишь те знакомства, которые позволят щенку в удобном для него темпе изучить важные для жизни явления. Хороший план социализации должен разрабатываться с учетом избегания, а не создания травматических ситуаций, поэтому нужно тщательно продумывать, куда вы собираетесь брать своего щенка, и насколько хорошо он может там себя чувствовать. В идеале нужно добиться баланса между подходящим количеством знакомств и раздражителей с одной стороны и ощущением уверенности и безопасности с другой. Каким будет этот баланс, зависит как от предрасположенности щенка, так и от представлений хозяина, какой жизнью будет жить его собака. Хорошим путеводителем тут станут сигналы собаки, открывающие окно в ее внутренний мир, а также ваш здравый смысл. Если ваша собака не родилась чрезвычайно пугливой и не росла в сарае в полном одиночестве, у вас есть неплохой шанс смягчить ее страхи, и лучший способ этот шанс реализовать состоит в применении метода «классического обусловливания», который был открыт никем иным как нашим русским ученым Иваном Петровичем Павловым и его прославившимися на весь мир собаками. Важно уяснить и запомнить суть открытия И. П. Павлова: если нейтральное событие предшествует другому событию, которое обусловливает определенную эмоциональную реакцию, это нейтральное событие может сформировать способность вызывать ту же реакцию. Это значит, что собака, к примеру, страдающая шумовой фобией, может испытывать тот же страх от сгущающихся облаков, что и во время грозы. Именно поэтому попытки людей, которые стараются вылечить свою собаку от фобии, давая ей лакомства во время грозы, обычно не имеют успеха, потому что собака начинает бояться задолго до начала грозы, а лакомства появляются слишком поздно, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Для начала можно попробовать применить классическое обусловливание для предупреждения страхов у собаки, сделав прогноз того, какие события будущего могут вселить в нее страх, и связав облегченную версию таких событий с тем, что собака очень любит, например, лакомством или игрой. Обычно собаки не любят, когда им подстригают когти. Это связано с тем, что в отличие от большинства людей, выражающих свое чувство привязанности прикосновениями, большинство собак в принципе не любит прикосновений к лапам, и кроме того потому что хозяева по неосторожности могут причинить им боль, отрезав коготь слишком высоко. Начинать использовать классическое обусловливание для предупреждения возможных проблем можно и нужно уже в щенячьем возрасте, награждая собаку лакомством сразу после того, как вы аккуратно, на полсекунды, возьмете в руку ее лапу. В этом случае вы начинаете с относительно нейтрального стимула (наподобие звонка у И.П.Павлова), связав его с чем-то, что собака очень любит. Но не держите лапу слишком долго — задерживая лапу на более длительное время, вы совершите самую распространенную ошибку, которая вызовет именно ту эмоцию, которую мы хотим предупредить. Просто поднимите на мгновение лапу и поставьте ее на место, после чего угостите собаку лакомством. Повторите упражнение пару раз и отправляйтесь на прогулку или поиграйте. После нескольких таких упражнений поднимите лапу и состригите микроскопический кусочек когтя и угостите вкусняшкой. Можно приучить собаку и к вербальному сигналу, к примеру, «Маникюр!» Таким постепенным образом вы научите собаку радостно вилять хвостом всякий раз, когда вы берете ножницы. Есть такие собаки, которые испытывают к процедуре стрижки когтей столь сильную неприязнь, что это надо уже просто принять как данность, однако, начав обусловливание прикосновений к лапам и использования ножниц с помощью того, что собака сильно любит, вы сможете, по крайней мере, снизить риск быть каждый раз покусанным во время этой процедуры. Если собака уже вам угрожала во время стрижки когтей, то в таком случае надо постригать их медленнее и обратиться за советом к специалисту по поведению. Этот же метод можно применить и к щенкам для предупреждения страха одиночества, если вы заметили, что щенок ему подвержен. Обучив малыша ассоциировать надевание пальто со вкусом любимой курочки, вам уже не придется через два года тратить деньги на специалистов, тренеров и новую мебель. Тут первым шагом может стать приучение малыша с радостью оставаться в клетке или вольере, позволяя ему входить и выходить оттуда для того, чтбы получить лакомство, поначалу вообще не закрывая дверцу. Затем на протяжении дня можно начать закрывать дверцу, постепенно увеличивая время, когда щенок остается в одиночестве — сначала на пару секунд, потом на пять, десять, тридцать. На этой ранней стадии целью должна стать выработка и закрепление приятного чувства, которое малыш будет испытывать, находясь в клетке, даже если этот период будет чрезвычайно короток. И не забывайте: для того чтобы испугаться, щенку достаточно секунды или двух - именно это и надо предотвратить с помощью лакомств и игрушек. Надо сделать так, чтобы находясь в клетке, он чувствовал себя счастливо, и выпускать его задолго до того, как он сам захочет выбраться оттуда. Хорошей мыслью будет относить малыша в клетку/вольер, когда он захочет спать — щенки могут отключаться, как лампочки. Уже за один день вы сможете добиться больших успехов, если каждый час будете играть с ним в игру «пойдем на место» и позволите ему спать в клетке во время отдыха. К вечеру малыш переживет много приятных моментов, связанных с пребыванием в клетке, и велика вероятность того, что и ночь он захочет провести в ней же и не будет будить вас своим плачем. На второй день начинаем обучать щенка тому, что вам придется отлучаться. Что можно сделать? Можно брать ключи, надевать куртку и отправлять щенка в его клетку вместе с игрушкой, набитой лакомствами. Задолго до того, как он с ней разделается, нужно открыть дверцу клетки и позволить малышу выйти. Цель в том, чтобы он думал: «О нет, мама, не так быстро! Я еще не закончил!» вместо « О нет, мама! Я остался совсем один!» Постепенно щенка можно оставлять одного на все более длительное время: сначала уходить из комнаты на полминуты, потом спуститься к почтовому ящику, потом сходить в ближайший магазин. Так на протяжении дней (а может и недель) постепенно увеличивать время, которое щенок проводит наедине с собою. Но что же делать, если хозяин пять раз в неделю ходит на работу? Тут, безусловно, необходимо прежде всего подумать о времени, когда вы берете щенка. Ответственный и добросоветсный хозяин подгадает к этому счастливому моменту отпуск. Если с отпуском возникают проблемы, то правильнее всего будет хотя бы в пятницу взять отгул и забрать щенка домой с утра. Тогда у вас будет целых три дня, чтобы приучить его к новому дому. Хорошая новость в том, что подавляющему большинству щенков достаточно этих трех дней для приобретения опыта отлучек хозяина, и вы можете чувствовать себя спокойно по крайней мере за полдня своего отсутствия. Можно попробовать договориться с друзьями или хорошими соседями, которые могли бы навестить щенка в течение дня и поиграть с ним. В любом случае, какими бы ни были частности, основная мысль состоит в том, чтобы связать приятные чувства с фактом одиночества. И не переживайте о том, что щенок только и будет ждать вашего ухода. При хороших взаимоотношениях собака всегда радостно встретит ваше возвращение. Материал подготовила Ирина Борисюк
Добавить комментарий
|
||||||||
|
© 2008 - 2024 BigLik.ru При использовании материалов с нашего сайта ссылка на https://www.biglik.ru/ обязательна |